Aссоциация объединяет компании, специализирующиеся на поставке топлива на морские и речные суда и предоставляющие все важнейшие судоходные регионы России.

Image
Image

НОВОСТИ И СОБЫТИЯ

news ico26.10.2021

Дальневосточная компания «Бином-Т» стала новым членом СРО «Российская Ассоциация Морских и Речных Бункеровщиков»

Подробнее »

news ico11.10.2021

Совместная инициатива Ассоциации и АО ЮЖНИИМФ о законодательном закреплении рискового подхода к расчету потенциального объема разлива нефти и нефтепродуктов как основы взаимодействия государства и бизнеса.

Подробнее »

news ico07.10.2021

Зеленеет парус одинокий.

Подробнее »

news ico07.07.2021

Портал ПортНьюс опубликовал отчет о прошедшем в Петербурге XIV Всероссийском форуме «Современное состояние и перспективы развития российского рынка бункеровочных услуг».

Подробнее »

news ico01.07.2021

Ближайшие десять лет будут неспокойными для бункерного рынка - IBIA

Подробнее »

news ico01.07.2021

Окупаемость скрубберов второго поколения составит 1-3 года в зависимости от судна

Подробнее »

АРХИВ НОВОСТЕЙ - 11.10.2021

Совместная инициатива Ассоциации и АО ЮЖНИИМФ о законодательном закреплении рискового подхода к расчету потенциального объема разлива нефти и нефтепродуктов как основы взаимодействия государства и бизнеса

15-17 сентября в г. Новороссийске состоялась II-я межотраслевая конференция «Государственное регулирование в области предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на морских акваториях и территории Российской Федерации», где о совместной инициативе Ассоциации с АО ЮЖНИИМФ о законодательном закреплении рискового подхода к расчету потенциального объема разлива нефти и нефтепродуктов как основы взаимодействия государства и бизнеса сообщил в своем докладе председатель Совета Ассоциации.

Проблема заключается в том, что существующий в настоящее время порядок организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на морских акваториях устанавливает ответственность хозяйствующих субъектов на уровне так называемых максимальных расчётных объёмов разливов нефти и нефтепродуктов, которые определяются требованиями в соответствии с пунктом 5 Постановления Правительства РФ от 30 декабря 2020 года № 2366 "Об организации предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации", при этом для ликвидации последствий данных катастроф эксплуатирующей организацией за свой собственный счёт должны быть сформированы силы и средства (спасатели, суда, оборудование ЛРН) в полном объёме, достаточном для устранения максимального расчётного разлива или привлечены на возмездной основе профессиональные АСФ.

В то время как в соответствии с общемировой практикой (Руководства ИМО, ITOPF, IPIECA), реагирование на разливы нефти и нефтепродуктов производится с применением рискового подхода, основанного на результатах оценки риска и последствий аварийных происшествий для людей и окружающей среды. Обычно применяется трёхуровневый подход, когда разливы делят условно на три категории:

  • 1-го уровня (локальный);
  • 2-го уровня (региональный);
  • 3-го уровня (национальный).

А на хозяйствующие субъекты возлагается в полном объёме вопросы ликвидации разливов исключительно локального (местного) уровня. Вопросы ЛРН регионального уровня относятся обычно к компетенции портовых властей, которые формируют силы и средства из имеющихся в морском порту и близлежащих районах. Вопросы же ЛРН федерального уровня относятся к компетенции национальных (центральных, федеральных) властей и решаются за счёт группировки, сформированной из сил и средств собственно национальных, региональных и локальных.

Подобный подход заложен и в Положении об РСЧС. Так, в п. 30 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794
«О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» сказано о том, что ликвидация ЧС локального характера осуществляется силами и средствами организаций, муниципального – силами с средствами органов местного самоуправления, регионального – силами и средствами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и так далее.

Однако, данный подход не применяется к вопросам организации работ по ЛРН на морских акваториях, где ППРФ - 2366 напрямую возлагает ликвидацию любых разливов вплоть до максимальных, на эксплуатирующую организацию. Более того, классификация разливов нефти и нефтепродуктов на море в настоящее время отменена.

При этом для эксплуатирующей организации это неподъемная задача, что в конечном счете приводит в масштабах отрасли к созданию иллюзии обеспечения надлежащего реагирования на потенциальные разливы нефтепродуктов, что называется «на бумаге», без учета реальных возможностей как эксплуатирующих организаций, так и существующих профессиональных АСФ.

Вместе с тем в настоящее время в РФ существует способ классификации разливов нефти и нефтепродуктов, защищённый патентом на изобретение № 2656252 (патентообладателем, насколько известно, является Акционерное общество ЮжНИИМФ), в котором реализован трёхуровневый подход с адаптацией к имеющейся классификации чрезвычайных ситуаций согласно Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) и функциональной подсистеме Росморречфлота.

Рабочей группой по реализации механизма регуляторной гильотины в сфере водного транспорта, в рамках обсуждения издаваемого ПП РФ – 2366, была поддержана необходимость перехода от фиксированных максимальных расчётных объёмов разливов нефти и нефтепродуктов к наиболее вероятным расчётным объёмам разливов нефти и нефтепродуктов в соответствии с рисковым подходом.

С учетом изложенного в целях обеспечения надлежащего реального, а не на бумаге, реагирования на потенциальные разливы нефтепродуктов,

Предлагается:

-  переработать весь комплекс нормативно-правовых актов по вопросам ЛРН на море с применением рискового подхода;                                                                           

-  разработать классификацию разливов нефти и нефтепродуктов на основе оценки риска и вероятных последствий аварии для населения и территорий (акваторий), законодательно закрепив количественные показатели классификации уровней разливов;

-  снизить порог ответственности хозяйствующих субъектов до локального уровня разлива нефти и нефтепродуктов в соответствии с международной практикой и Положением об РСЧС (п. 30 Постановления Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. N 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»);

-  распределить ответственность за ликвидацию последствий катастрофических (превышающих локальный уровень) разливов между компетентными органами государственной власти;

-  определить порядок привлечения сил и средств организаций к реагированию на катастрофические разливы;

-  разработать порядок финансового обеспечения всех уровней функциональной подсистемы на разливы любых объёмов нефти – от минимального до максимального.

Для реализации означенной инициативы потребуется проведение соответствующей научно-исследовательской работы.

О поддержке указанных предложений и необходимости проведения соответствующей научно-исследовательской работы заявлено в итоговой Резолюции нашей Конференции.

При этом со стороны Ассоциации, на площадке секции «Государственная политика в области морского и внутреннего водного транспорта» Научно-технического совета Министерства транспорта (членом которого является председатель Совета Ассоциации), в ближайшее время будет поставлен вопрос о необходимости проведения соответствующей научно-исследовательской работы.

Image
Image
Image

© 2005-2020 Российская Ассоциация Морских и Речных Бункеровщиков. Разработка сайтов веб-студия «Орион»