25.10.2024
Череповецкий судостроительный завод спустил на воду буксир, названный в честь Марка
Михайловича Зингера, директора «Инженерного центра судостроения».
06.09.2024
Вебинар «Биржевые торги и физические поставки отработанного растительного масла (ОРМ) –
компонента судового биотоплива»
19.06.2024
Завтра, 20 июня в Санкт-Петербурге открывается XVII ВСЕРОССИЙСКИЙ БУНКЕРНЫЙ ФОРУМ.
23.05.2024
Генеральный дистрибьютер завода CavMac (Ирландия) представит свой ассортимент рукавов для бункеровки европейского производства на XVII ВСЕРОССИЙСКОМ БУНКЕРНОМ ФОРУМЕ (20-21.06, Санкт-Петербург).
17.05.2024
«Эксперт: помимо дисбаланса в развитии портов и железных дорог существуют проблемы с технологиями их взаимодействия
14.05.2024
«Российский бункерный рынок в 2023-2024». Аннотация доклада руководителя отдела ИАА «ПортНьюс» Марина Борисенко
30 июня прошло очередное отчетно-выборное собрание Российской Ассоциации Морских и Речных Бункеровщиков. Впервые в истории организации это мероприятие проводилось онлайн. Участники, безусловно, лишились удовольствия пожать друг другу руки и поговорить за обедом, однако на качестве дискуссий и принятых решений удаленный формат не сказался – подробности читайте здесь….
В жизни Ассоциации никогда не было периода, столь насыщенного событиями. И никогда отчетные доклады Председателя Совета и Президента не описывали такой беспрецедентный объем проделанной работы.
В отчетном периоде (июнь 2019 год - июнь 2020) Ассоциация в лице своего представителя - Председателя Совета Владимира Сергеева принимала активное участие в административной реформе, которая получила название «Регуляторная гильотина».
Основной целью «Регуляторной гильотины» является упразднение (отсечение по принципу действия гильотины) с 1 января 2021 года устаревших, дублирующих обязательные требования, препятствующих осуществлению предпринимательской деятельности положений законодательства. При этом в соответствии с «Регуляторной гильотиной» - если нормативные правовые акты, содержащие обязательные требования подлежащие контролю со стороны различных надзорных и контролирующих органов (только подзаконных действующих отраслевых нормативных правовых актов в настоящее время более двухсот), не будут отменены и переизданы до 1 января 2021 года, то содержащиеся в них обязательные требования с этого же дня потеряют обязательность исполнения и станут рекомендательными.
Текущая реформа далеко не первая, но все предыдущие, по признанию самих инициаторов «Регуляторной гильотины» в Правительстве РФ, будучи формально реализованными, никаких существенных изменений не принесли. Однако на этот раз идеологи реформы предусмотрели механизм, который предусматривает «равенство голосов» бизнеса и регулятора, с возложением именно на регулятора «бремени доказывания» обоснованности тех или иных нормативных правовых актов, либо содержащихся в них норм, которые, по мнению бизнеса, являются устаревшими, избыточными и мешающими развитию.
Представитель Ассоциации является членом двух профильных рабочих групп при Правительстве РФ – в сфере водного транспорта и в сфере транспортной безопасности.
Указанные рабочие группы по «Регуляторной гильотине» являются реальным и действенным инструментом по отстаиванию прав и законных интересов предпринимателей на площадке Правительства РФ, который Ассоциацией активно используется для устранения барьеров, препятствующих деятельности связанной с бункеровкой судов.
Важно иметь ввиду, что указанные рабочие группы имеют серьезные полномочия, подкрепленные соответствующими регламентными процедурами (достаточно отметить, что в ближайшие минимум 1,5 (полтора) года без согласования с отраслевыми рабочими группами не может быть принят ни один отраслевой нормативный правовой акт любого уровня, и Минюст России в большинстве случаев не будет регистрировать несогласованные рабочими группами новые или измененные акты, входящие в сферу действия «Регуляторной гильотины»).
Вместе с тем, уже на первом этапе стало понятно, что представители Минтранса России скорее настроены на сохранение в основном существующей в настоящее время структуры регулирования, нежели на ее принципиальный пересмотр, как предусмотрено «Регуляторной гильотиной».
Например, предложенные Минтрансом России «новая» структура регулирования водного транспорта и Перечни отраслевых нормативных правовых актов подлежащих отмене и переизданию до 1 января 2021 года, по сути, были направлены на сохранение в основном как существующей в настоящее время структуры нормативного регулирования, так и подавляющего большинства отраслевых подзаконных нормативных правовых актов, содержащих, по мнению бизнеса, устаревшие, дублирующие обязательные требования, препятствующие осуществлению предпринимательской деятельности нормы.
Кроме того, представители Минтранса России, настаивали на выведении из под действия «Регуляторной гильотины» государственного портового контроля, на долю которого по экспертным оценкам приходится не менее 80 (восьмидесяти) процентов действующих на водном транспорте обязательных требований, мотивируя это тем, что государственный портовый контроль осуществляется «негосударственными органами», а, следовательно, не подлежит «Регуляторной гильотине».
Ассоциация, с учетом замечаний и предложений своих Ассоциации, наряду с другими отраслевыми объединениями, выступила категорически против такого подхода Минтранса, представив принципиально иную соответствующую принципам «Регуляторной гильотины» детальную позицию по новой структуре нормативного регулирования в сфере водного транспорта, предусматривающую законодательное закрепление усиления роли отраслевых саморегулируемых организаций, вплоть до замены лицензирования на обязательное саморегулирование, отмену технического регулирования в отношении морских судов и судов внутреннего водного транспорта, включая избыточное требование к судам и к судоходным компаниям (включая бункеровочные компании) иметь планы ЛРН, пересмотр в соответствии с лучшими мировыми практиками комплекса требований связанных с предупреждением и ликвидацией разливов нефти и нефтепродуктов с судов и объектов на море и на внутренних водных путях и т.д.
При этом такая позиция членов рабочей группы от делового сообщества была поддержана и в аппарате Правительства РФ.
С начала реализации мероприятий по «Регуляторной гильотине» по настоящее время, с участием представителя Ассоциации, Рабочей группой по реализации механизма «регуляторной гильотины» в сфере водного транспорта было проведено 19 (девятнадцать) заседаний, а Рабочей группой по реализации механизма «регуляторной гильотины» в сфере транспортной безопасности - 9 (девять) заседаний. Уже рассмотрено более 50 (пятидесяти) направленных из Минюста России проектов отраслевых нормативных правовых актов различного уровня, значительная часть их которых, благодаря принципиальности членов рабочих групп от делового сообщества не была согласована в результате рассмотрения по причине избыточности для бизнеса и необоснованности содержащихся в них положений.
К сожалению, в связи со сменой Премьер-министра и Правительства, идеологи реформы перешли на другую работу, а новым чиновникам потребовалось определенное время чтобы вникнуть в детали реформы и продолжить ее. Таким образом, на членов рабочих групп от делового сообщества (Ассоциации и других отраслевых объединений) предпринимателей легла дополнительная нагрузка и ответственность по принципиальному отстаиванию законных интересов бизнеса при реализации механизма «Регуляторной гильотины».
В отчетном периоде Ассоциация продолжила добиваться от ФГБУ «Морспасслужба Росморречфлота» установления справедливых цен на ее услуги (по несению готовности к ликвидации разливов нефтепродуктов). К сожалению, при абсолютно очевидности ситуации процесс продолжается уже более 3-х с половиной лет, а финал никак не наступает.
Ассоциация вместе с ФАС прошли три витка судебных рассмотрений по обжалованию ФГБУ «Морспасслужба Росморречфлота» Решения и Предписания ФАС России от 04 марта 2016 года, каждый из которых завершился победой нашей позиции. Решение и Предписание ФАС России от 04 марта 2016 года всеми судебными инстанциями, рассмотревшими данное дело, признаны законными и обоснованными.
При этом как ФГБУ «Морспасслужба Росморречфлота», так и его руководитель Хаустов А. В. уже трижды привлечены к административной ответственности за длящееся более трех лет неисполнение Предписания ФАС России от 04.03.2016г., но пока это не привело к его исполнению.
Более того, в некоторых портах стали применяться схемы, ставящие под угрозу саму деятельность по бункеровке судов. Например, в августе 2019 года южные филиалы ФГБУ «Морспасслужба Росморречфлота» по указанию из центрального офиса официально оповестили бункеровочные компании о расторжении с ними договоров по несению готовности к ликвидации разливов нефтепродуктов, что автоматически означало остановку бизнеса.
И только после вмешательства ФАС России, по обращению Ассоциации, направившей ФГБУ «Морспасслужба Росморречфлота» предостережение о недопустимости одностороннего расторжения договоров на несение готовности к ликвидации разливов нефтепродуктов с бункеровочными компаниями организацией занимающей доминирующее положение на рынке предоставления указанных услуг, указанные письма были сразу отозваны. Тем самым Ассоциация совместно с ФАС России предотвратили незаконное одностороннее расторжение ФГБУ «Морспасслужба Росморречфлота» договоров с бункеровочными компаниями.
Ассоциация и далее продолжит предпринимать все от нее зависящее по защите нарушенных прав членов Ассоциации через принуждение руководства ФГБУ «Морспасслужба Росморречфлота» к исполнению Предписания ФАС России от 04.03.2016г. и будет информировать членов Ассоциации о результатах этой работы.
В отчетном периоде Ассоциацией на площадке Минэнерго России во взаимодействии с Минтрансом России была проведена работа по внесению изменений в Технический регламент Таможенного союза об отсрочке вступления в силу с 01.01.2020г. ограничений по содержанию серы в судовом топливе. В итоге судовое топливо с содержанием серы более 0,5% будет использоваться на территории Евразийского экономического Союза (ЕАЭС) до 2024 года.
Очень быстро удалось отменить распоряжение Администраций морских портов об отборе бункеровочными компаниями после каждой бункеровки судна проб судового топлива с последующим их анализом в специализированных аккредитованных лабораториях и направлении капитану морского порта судов результатов анализов. Как только Ассоциации стало известно об этой инициативе, она оперативно направила обращения в соответствующие инстанции и распоряжение было заблокировано.
Начиная с апреля текущего года, Ассоциация вошла в состав Оперативного штаба по поддержке российского флота в условиях распространения COVID-19 при Минтрансе России. В рамках этого органа мы действовали как по заявлениям конкретных компаний, так и исходя из общей непростой ситуации, складывающейся в отрасли в связи с пандемией коронавируса. Основные проблемы: смена экипажей в Калининграде, Мурманске и Краснодарском крае, введение моратория на проведение любых учений на период пандемии, перенос сроков освидетельствования судов в Морском т Речном регистрах и пр. В результате практически во всех случаях нам удалось добиться положительных решений.
В отчетном периоде Ассоциация продолжила работу в Секции морского и речного транспорта Экспертного совета по транспорту при Комитете Государственной Думы по транспорту и строительству и в созданной при ней по инициативе Ассоциации Рабочей группе по совершенствованию законодательства, регулирующего деятельность в сфере морского и речного транспорта. В результате рассмотрение наших поправок в законодательство по ЛРН и ГЭЭ внесено в план работы Государственной думы.
В завершение собрания прошли выборы руководящих органов Ассоциации. Виталий Ковалев вновь избран Президентом Российской Ассоциации Морских и Речных Бункеровщиков, а Владимир Сергеев Председателем ее Совета.
8.1 Судебная практика по тренировочным учениям.
8.2 Судебная практика по комплексным учениям.