25.10.2024
Череповецкий судостроительный завод спустил на воду буксир, названный в честь Марка
Михайловича Зингера, директора «Инженерного центра судостроения».
06.09.2024
Вебинар «Биржевые торги и физические поставки отработанного растительного масла (ОРМ) –
компонента судового биотоплива»
19.06.2024
Завтра, 20 июня в Санкт-Петербурге открывается XVII ВСЕРОССИЙСКИЙ БУНКЕРНЫЙ ФОРУМ.
23.05.2024
Генеральный дистрибьютер завода CavMac (Ирландия) представит свой ассортимент рукавов для бункеровки европейского производства на XVII ВСЕРОССИЙСКОМ БУНКЕРНОМ ФОРУМЕ (20-21.06, Санкт-Петербург).
17.05.2024
«Эксперт: помимо дисбаланса в развитии портов и железных дорог существуют проблемы с технологиями их взаимодействия
14.05.2024
«Российский бункерный рынок в 2023-2024». Аннотация доклада руководителя отдела ИАА «ПортНьюс» Марина Борисенко
"Роснефть" предложила правительству ужесточить контроль за рынком судового топлива, фактически оставив на нем лишь крупных участников, подконтрольных нефтекомпаниям. Независимых игроков "Роснефть" обвиняет в демпинге и "сомнительном качестве" продукции. Сами небольшие бункеровщики с этим категорически не согласны. Источники "Ъ" говорят, что нефтяники давно хотят "фактически монополизировать" бункеровку, но это может вызвать резкий рост цен на топливо.
Президент "Роснефти" Игорь Сечин предложил премьеру Дмитрию Медведеву "доверить" развитие рынка бункеровки (заправка судов) исключительно крупным производителям топлива. Об этом говорится в письме топ-менеджера от 23 сентября (копия есть у "Ъ"). Он оценивает российский рынок судового топлива в 8-9 млн тонн в год, около 70% приходится на вертикально интегрированные нефтекомпании (ВИНК). Среди крупных игроков Игорь Сечин упоминает дочернюю компанию "Роснефти" "РН-Бункер", "ЛУКОЙЛ-Бункер" и "Газпромнефть Марин Бункер". Они, по его мнению, "нацелены на дальнейшее увеличение объемов продаж, улучшение качества обслуживания и повышение привлекательности российских портов".
Но на рынке действует и "пул независимых игроков", которые, по мнению Игоря Сечина, закупают топливо "сомнительного качества" у небольших заводов, "так называемых самоваров". Затем оно реализуется "по демпинговым ценам с использованием "серых" схем и офшоров", а государство недополучает налоги. Но "у фискальных органов нет возможности" контролировать реализацию топлива. Игорь Сечин заключает, что за "недобросовестным ведением бункерного бизнеса" нужен дополнительный госконтроль, и предлагает программу развития с приоритетом для производителей с долгосрочными контрактами.
Дмитрий Медведев поручил главам Минтранса и ФТС Максиму Соколову и Андрею Бельянинову "подготовить предложения по развитию портовой инфраструктуры и рынка бункеровки".
Факт отправки письма вчера "Ъ" в "Роснефти" не комментировали. Но представитель компании отметил, что в 2012 году реализация ею судового топлива выросла на 12%, до 2,8 млн тонн, "были заключены долгосрочные контракты с крупными иностранными судовладельцами". По данным нефтекомпании, ее доля на рынке в 2012 году составила 23%. В ЛУКОЙЛе в целом поддержали предложение проработать вопрос о предоставлении приоритета обладателям долгосрочных контактов. В "Газпром нефти" от комментариев отказались.
На российском рынке бункеровки работает более 100 компаний. Около 30 игроков объединяет СРО "Российская ассоциация морских и речных бункеровщиков". Помимо структур "Роснефти", ЛУКОЙЛа и "Газпром нефти", крупным игроком является "Транснефть-Сервис". На северо-западе один из основных бункеровщиков — Балтийская топливная компания, в южных и дальневосточных портах — "Трансбункер".
В СРО считают, что "представленные в письме аргументы во многом не учитывают специфику бункеровочного бизнеса". Как пояснил "Ъ" председатель совета ассоциации Владимир Сергеев, бункерное топливо имеет более 29 параметров, которые нужно проконтролировать, прежде чем использовать в качестве судового топлива. Он отмечает, что основой для приготовления топлива является мазут, приобретаемый независимыми бункеровщиками по прямым договорам у крупных производителей либо на бирже. По словам Владимира Сергеева, "с небольшими заводами бункеровочные компании стараются не заключать договоры из-за нестабильного качества их продукции". По данным СРО, для выпуска бункерного топлива приобретается не более 2% топлива с мини-НПЗ.
Надежда Малышева из PortNews соглашается, что "лишь у небольшого числа бункеровщиков есть нефтезаводы и никто не покупает топливо у "самоваров" из-за его несоответствия международным стандартам". Владимир Сергеев уверяет, что СРО регулярно проводит проверки соблюдения стандартов и правил. "Мы категорически не согласны с утверждением, что бункерное сообщество разделяется на добросовестных представителей ВИНКов и недобросовестных независимых бункеровщиков",— подчеркивает он.
Источники "Ъ" в нефтяной отрасли говорят, что "крупные компании, прежде всего "Роснефть", уже давно пытаются выдавить с рынка независимых игроков". Один из собеседников "Ъ" объясняет, что госкомпания производит большое количество мазута, так как "технологический уровень ее НПЗ не очень высок", и заинтересована продавать в России часть объемов, не направляемых на экспорт. Источники "Ъ" в стивидорных компаниях опасаются, что на фоне регулирования рынка "крупные нефтекомпании фактически монополизируют его".
Аналитик "ИФД-Капитала" Виталий Крюков отмечает, что в последнее время нефтекомпании активно стремятся развивать бункеровку. "Это довольно маржинальный сегмент нефтепереработки, конъюнктура рынка такова, что продавать мазут и дизель для судов сейчас выгоднее, чем гнать его на экспорт или реализовывать в рознице",— отмечает эксперт. Надежда Малышева считает, что усиление крупных игроков может привести к росту цен на судовое топливо и их выравниванию со стоимостью бункеровки в крупнейших мировых портах. По ее данным, сейчас цена в России ниже мировой на $70-120 за тонну топлива.
Подробнее: http://www.kommersant.ru/doc/2314530
8.1 Судебная практика по тренировочным учениям.
8.2 Судебная практика по комплексным учениям.