Aссоциация объединяет компании, специализирующиеся на поставке топлива на морские и речные суда и предоставляющие все важнейшие судоходные регионы России.

Image
Image

НОВОСТИ И СОБЫТИЯ

news ico26.10.2021

Дальневосточная компания «Бином-Т» стала новым членом СРО «Российская Ассоциация Морских и Речных Бункеровщиков»

Подробнее »

news ico11.10.2021

Совместная инициатива Ассоциации и АО ЮЖНИИМФ о законодательном закреплении рискового подхода к расчету потенциального объема разлива нефти и нефтепродуктов как основы взаимодействия государства и бизнеса.

Подробнее »

news ico07.10.2021

Зеленеет парус одинокий.

Подробнее »

news ico07.07.2021

Портал ПортНьюс опубликовал отчет о прошедшем в Петербурге XIV Всероссийском форуме «Современное состояние и перспективы развития российского рынка бункеровочных услуг».

Подробнее »

news ico01.07.2021

Ближайшие десять лет будут неспокойными для бункерного рынка - IBIA

Подробнее »

news ico01.07.2021

Окупаемость скрубберов второго поколения составит 1-3 года в зависимости от судна

Подробнее »

Итоги административной реформы по реализации механизма регуляторной гильотины для бункеровщиков

С участием представителя Ассоциации в составе рабочих групп по регуляторной гильотине в сфере водного транспорта и транспортной  безопасности было рассмотрено более 200 (двухсот) нормативных правовых актов, при этом собственно «регуляторная гильотина» была закончена 30 декабря 2020 года, но Правительством Российской Федерации было принято решение сохранить рабочие группы по регуляторной гильотине (в том числе в сфере водного транспорта и транспортной  безопасности) на постоянной основе на неопределенный срок для обсуждения последующих законодательных инициатив и в настоящее время все без исключения проекты нормативных правовых актов в обязательном порядке проходят обсуждение в указанных рабочих группах, а не получившие заключения рабочих групп проекты нормативных правовых актов не подлежат последующему рассмотрению Минюстом РФ до получения такого заключения.

Итак, наиболее значимые для бункеровочного сообщества результаты проделанной работы:  

  1. Перечень отмененных с 01.01.2021 г. нормативных правовых актов.

По настоянию Ассоциации в утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2020 г. № 1742 Перечень отменяемых с 01.01.2021 г. нормативных правовых актов, для последующего переиздания с целью исключения из них избыточных необоснованно препятствующих осуществлению деятельности по бункеровке судов положений, были включены наиболее негативно влияющие на осуществление деятельности по бункеровке судов нормативные правовые акты:

- Приказ Минтранса России от 06 февраля 2017 г. N 33 «Об утверждении Требований к составу сил и средств постоянной готовности, предназначенных для предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» (см. пункт 116 Приложения № 2 к прилагаемому Постановлению Правительства РФ от 26 октября 2020 г. № 1742, Приложение № 1);

- Приказ Минтранса России от 24 апреля 2018 г. N 161 «Об утверждении Порядка проведения тренировочных учений перед утверждением плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов при осуществлении деятельности по перевалке нефти и нефтепродуктов, бункеровке (заправке) судов с использованием специализированных судов, предназначенных для бункеровки (судов-бункеровщиков)» (см. пункт 139 Приложения № 2 к прилагаемому Постановлению Правительства РФ от 26 октября 2020 г. № 1742, Приложение № 1).

  1. Приказ Минтранса России «Об утверждении Требований к составу сил и средств постоянной готовности, предназначенных для предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации».

Рабочей группой по регуляторной гильотине в сфере водного транспорта был рассмотрен (см.  Протокола № РГДС 25-РГ/АК-ВКС от 28.08.2020 г., Приложение № 2)  и после проведения ряда согласительных совещаний с участием Минтранса России согласован проект Приказа Минтранса России на смену Приказу Минтранса России от 06 февраля 2017 г. N 33 «Об утверждении Требований к составу сил и средств постоянной готовности, предназначенных для предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации».

При этом представленный на рассмотрение рабочей группой на смену Приказу Минтранса России от 06 февраля 2017 г. N 33 проект приказа (см. Приложение № 3) не только не устранял уже содержащиеся в действующем приказе  избыточные обязательные требования, но и содержал дополнительные новые беспрецедентно избыточные, необоснованные, прямо противоречащие законодательству положения, кратно увеличивая по сравнению с действующим требования к составу сил и средств постоянной готовности.

В результате, согласованная рабочей группой доработанная с учетом замечаний и предложений членов рабочей группы от экспертного и делового сообщества редакция проекта приказа  (см. Приложение № 4) существенно смягчила по сравнению с Приказом Минтранса России от 06 февраля 2017 г. N 33 требования к составу сил и средств постоянной готовности, в части:

- исключения из п. 1 Таблицы с составом сил и средств постоянной готовности заведомо избыточного условия о предназначении средств разгрузки нефти и нефтепродуктов с терпящего бедствие судна (разгрузкой с терпящих бедствие судов должны заниматься специализированные аварийно-спасательные службы, например подведомственные МЧС России), а также изменения требования к производительности нефтеперекачивающих систем при расчетном разливе до 150 м.куб. - с 200 на 100 м.куб. в час, при расчетном разливе до 500 м.куб. - с 400 на 300 м.куб. в час, при расчетном разливе до 5000 м.куб. - с 800 на 700 м.куб. в час;

- изменения в п. 2 Таблицы с составом сил и средств постоянной готовности требования о наличии боновых заграждений с «высотой стенки не менее 1500 мм» на «высотой стенки не менее 830 мм»;

- изменения в п. 5 Таблицы с составом сил и средств постоянной готовности требования к суммарной мощности двигателей каждого судна, обеспечивающего постановку бонов, с «не менее 175 кВт» на «не менее 100 кВт»;

- изменения в п. 6 Таблицы с составом сил и средств постоянной готовности требования к грузоподъемности крановых механизмов рабочих судов при расчетных разливах до 150 м.куб. и до 500 м.куб.  - с «не менее 1 тонны» на «не менее 700 кг»;

- исключения из Примечания <*>  Таблицы с составом сил и средств постоянной готовности (в согласованном рабочей группой проекте приказа это Примечание <**>) критерия «во льду сплоченностью до 90%», при обеспечении сбора нефти во льду и сбора нефти с поверхности льда (при наличии льда);

- дополнения Примечания <**>  Таблицы с составом сил и средств постоянной готовности (в согласованном рабочей группой проекте приказа это Примечание <***>) положением, позволяющим аварийно-спасательным службам формированиям, в случае наступления нехарактерных (экстремальных) погодных условий для акваторий, на которых осуществляют деятельность силы и средства постоянной готовности, привлекать не входящие в состав сил и средств постоянной готовности суда.

Указанные изменения полностью нашли отражение в вступившем с 01.01.2021 г. в силу Приказом Минтранса России от 27 ноября 2020 г. № 523 и это позволит без ущерба для эффективности ликвидации разливов нефтепродуктов упразднить избыточные требования действующего законодательства и существенно сократить расходы компаний на приобретение и содержание предназначенного для ликвидации разливов нефтепродуктов оборудования.

  1. Приказ Минтранса России «Об утверждении Порядка проведения тренировочных учений перед утверждением плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов при осуществлении деятельности по перевалке нефти и нефтепродуктов, бункеровке (заправке) судов с использованием специализированных судов, предназначенных для бункеровки (судов-бункеровщиков)».

Рабочей группой по регуляторной гильотине в сфере водного транспорта был рассмотрен (см. п. II Протокола № РГДС 33-РГ/АК от 09.10.2020 г., Приложение № 5) и после проведения ряда согласительных совещаний с участием Минтранса России, в соответствии с решением принятом Подкомиссией по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы (см. п. VIII Протокола заседания Подкомиссии № 47 от 16.12.2020 г., Приложение № 6), согласован проект Приказа Минтранса России на смену Приказу Минтранса России от 24 апреля 2018 г. N 161 «Об утверждении Порядка проведения тренировочных учений перед утверждением плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов при осуществлении деятельности по перевалке нефти и нефтепродуктов, бункеровке (заправке) судов с использованием специализированных судов, предназначенных для бункеровки (судов-бункеровщиков)».

При этом представленный на рассмотрение рабочей группой на смену Приказу Минтранса России от 06 февраля 2017 г. N 161 проект приказа (см. Приложение № 7) не устранял уже содержащиеся в действующем приказе требующие дополнительной конкретизации и избыточные, содержащие коррупциогенные факторы, обязательные требования и полностью повторил положения действующего приказа.

В результате, в согласованной рабочей группой, доработанной с учетом замечаний и предложений членов рабочей группы от экспертного и делового сообщества и решением Подкомиссии, редакции проекта приказа (см. Приложение № 8) были учтены практически все принципиальные замечания от бизнеса, в том числе:

- в проекте приказа, по сравнению с Приказом Минтранса России от 06 февраля 2017 г. N 161, значительно сокращен минимальный срок направления заявителем на электронную почту Федерального агентства морского и речного транспорта заявления о проведении тренировочных учений (с прилагаемыми документами) с «не позднее чем за 30 рабочих дней до планируемой даты проведения тренировочных учений» на «не позднее чем за 20 рабочих дней до планируемой даты проведения тренировочных учений» (см. пункт 3 проекта приказа), кроме того с 15 рабочих дней до 10 рабочих дней сокращен максимальный срок направления Росморречфлотом заявителю решения о возврате документов на доработку с указанием перечня выявленных несоответствий (см. пункты 6 и 7 проекта приказа);

- проект приказа, по сравнению с Приказом Минтранса России от 06 февраля 2017 г. N 161, дополнен перечнем оснований вынесения решения Росморречфлотом о возврате документов на доработку заявителю, а именно: (1) - отсутствие в заявлении информации, указанной в пункте 3 Порядка, (2) - отсутствие в плане проведения тренировочных учений информации, указанной в пункте 5 Порядка (3) - наличие недостоверной информации в заявлении и прилагаемых к нему документах (см. пункт 6 проекта приказа);

- проект приказа, по сравнению с Приказом Минтранса России от 06 февраля 2017 г. N 161, дополнен перечнем государственных органов, представители которых включаются в состав Комиссии для проведения тренировочных учений, кроме того, проект приказа дополнен положением о недопустимости включения в состав Комиссии организаций и иных лиц, оказывающих услуги по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (см. пункт 11 проекта приказа);

- из проекта приказа, по сравнению с Приказом Минтранса России от 06 февраля 2017 г. N 161, исключен ряд оценочных, содержащих коррупциогенные факторы, оснований для признания результатов тренировочных учений неудовлетворительными, в том числе: (1) – необеспечение локализации разлива нефти и нефтепродуктов из аварийного объекта посредством установки бонов, при осуществлении мероприятия, предусмотренного подпунктом 5 пункта 10 настоящего Порядка, (2) - использование нефтесборных систем, не соответствующих физико-химическим свойствам собираемых нефтепродуктов во время проведения мероприятия по сбору нефти и/или нефтепродуктов, предусмотренного подпунктом 6 пункта 10 настоящего Порядка, (3) - наличие неисправностей (отказов) технических средств, судов при проведении работ по локализации и ликвидации разливов нефти и/или нефтепродуктов (см. пункт 14 проекта приказа);

- проект приказа, по сравнению с Приказом Минтранса России от 06 февраля 2017 г. N 161, с целью обеспечения полноты учета мнений всех членов Комиссии, дополнен положением о предоставлении возможности при рассмотрении Комиссией возражений заявителя на решение о признании результатов тренировочных учений неудовлетворительными не имеющему возможности присутствовать на заседании Комиссии члену Комиссии представить свое мнение председателю Комиссии письменно посредством электронной почты, для последующего его учета при вынесении решения (см. пункт 18 проекта приказа);

- проект приказа, по сравнению с Приказом Минтранса России от 06 февраля 2017 г. N 161, дополнен положением, о возможности обжалования в соответствии с законодательством Российской Федерации принятых Росморречфлотом и Комиссией решений (см. пункт 20 проекта приказа);

- проект приказа, по сравнению с Приказом Минтранса России от 06 февраля 2017 г. N 161, дополнен положением (см. пункт 21 проекта приказа), об отсутствии необходимости проведения тренировочных учений при внесении заявителем изменений в утвержденный план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, за исключением внесения следующих изменений: (1) - изменения максимального расчетного объема разлива нефти и нефтепродуктов (в сторону увеличения), (2) - изменения расчета достаточности состава сил и средств для ликвидации максимального расчетного объема разлива нефти и нефтепродуктов (в сторону уменьшения количественного состава сил и средств и (или) снижения технических характеристик судов и оборудования), (3) - изменения расчетного времени (сроков) ликвидации максимального расчётного объема разлива нефти и нефтепродуктов (в сторону увеличения).

Однако, несмотря на единогласно принятое членами Подкомиссии решение о согласовании проекта Приказа Минтранса России с учетом замечаний рабочей группы, в текст опубликованного на сайте Минтранса России Приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 27.11.2020 г. № 522 «Об утверждении Порядка проведения тренировочных учений перед утверждением плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов при осуществлении деятельности по перевалке нефти и нефтепродуктов, бункеровке (заправке) судов с использованием специализированных судов, предназначенных для бункеровки (судов-бункеровщиков)» (см. Приложение № 9 ) не включены утвержденные решением Подкомиссии от 16.12.2020 г. наиболее принципиальные, призванные исключить сложившуюся неправомерную практику необоснованных возвратов Росморречфлотом заявлений о проведении тренировочных учений на доработку и предъявления заявителям избыточных требований о повторном проведении тренировочных учений при внесении любых изменений в утвержденный после успешного проведения тренировочных учений план ликвидации разливов нефтепродуктов, предложения и замечания рабочей группы, а именно:

1) пункт 7 Порядка Приказа Минтранса России от 27.11.2020 г. № 522 (в проекте Приказа Минтранса России этот пункт указан за номером 6, см. Приложение № 8) изложен в редакции отмененного Приказа Минтранса России от  06 февраля 2017 г. N 161, таким образом, в отличие от согласованной Подкомиссией редакции указанного пункта Порядка проекта Приказа Минтранса России из зарегистрированного приказа:

- полностью исключен перечень оснований для вынесения решения Росморречфлотом о возврате документов на доработку заявителю, а именно: «(1) - отсутствие в заявлении информации, указанной в пункте 3 Порядка, (2) - отсутствие в плане проведения тренировочных учений информации, указанной в пункте 5 Порядка (3) - наличие недостоверной информации в заявлении и прилагаемых к нему документах)», который призван был уточнить редакцию соответствующего пункта Приказа Минтранса России от 06 февраля 2017 г. N 161 с целью исключения правовой неопределенности, породившей неправомерную практику необоснованных возвратов заявителю заявления о проведении тренировочных учений (с прилагаемыми документами);

- полностью исключен последний абзац пункта 6 Порядка согласованного Подкомиссией проекта Приказа Минтранса России с положением следующего содержания: «При рассмотрении заявления о проведении тренировочных учений и документов к нему экспертиза приложенной в соответствии с п. 3 настоящего Порядка копии разработанного заявителем проекта плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов при осуществлении деятельности по перевалке нефти и нефтепродуктов, бункеровке (заправке) судов с использованием нефтеналивных судов на предмет соответствия такого проекта плана законодательству РФ не осуществляется.», призванным исключить неправомерную практику проведении  Росморречфлотом экспертизы прилагаемого к плану проведения учений плана ликвидации разливов нефтепродуктов на предмет соответствия его содержания требованиям законодательства, несмотря на отсутствие у Росморречфлота таких полномочий (это приводит к неправомерным препятствиям и задержкам на длительные сроки - до 6 (шести месяцев) проведения заявителем тренировочных учений, а следовательно к невозможности осуществления организацией деятельности).

2) из Приказа Минтранса России от 27.11.2020 г. № 522, в отличие от согласованного Подкомиссией проекта Приказа Минтранса России, полностью исключен пункт 20 Порядка проекта приказа с положением, о возможности обжалования в соответствии с законодательством Российской Федерации принятых Росморречфлотом и Комиссией решений.

3) из Приказа Минтранса России от 27.11.2020 г. № 522, в отличие от согласованного Подкомиссией проекта Приказа Минтранса России, полностью исключен пункт 21 Порядка проекта приказа с положением, об отсутствии необходимости проведения тренировочных учений при внесении заявителем изменений в утвержденный план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, за исключением внесения следующих изменений: « (1) - изменения максимального расчетного объема разлива нефти и нефтепродуктов (в сторону увеличения), (2) - изменения расчета достаточности состава сил и средств для ликвидации максимального расчетного объема разлива нефти и нефтепродуктов (в сторону уменьшения количественного состава сил и средств и (или) снижения технических характеристик судов и оборудования), (3) - изменения расчетного времени (сроков) ликвидации максимального расчётного объема разлива нефти и нефтепродуктов (в сторону увеличения)».

4) в Приказ Минтранса России от 27.11.2020 г. № 522 также внесен ряд изменений не обсуждаемых ни на заседаниях рабочей группы по регуляторной гильотине в сфере транспорта, ни на заседаниях Подкомиссии, например:

- в пункте 1 Порядка Приказа Минтранса России от 27.11.2020 г. № 522, в отличие от согласованного проекта Приказа Минтранса России, указано, что он «регламентирует процедуру проведения тренировочных учений в целях предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в морской среде». Ранее в Порядке проведения тренировочных учений, утвержденном Приказом Минтранса России от 24.04.2018 N 161, и в редакциях проекта Порядка проведения тренировочных учений, поступивших от Минтранса РФ на рассмотрение в РГ и Подкомиссию, норма была изложена  следующим образом «разработан во исполнение пункта 2.1 статьи 16.1 Федерального закона от 31 июля 1998 г. N 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации». Внесенные таких изменений создает неопределенность - является ли Порядок регламентом проведения тренировочных учений  по сути регламентом оказания услуг, такие регламенты оформляются специальным документом – административным регламентом оказания услуг;

- указанный в пункте 3 Порядка Приказа Минтранса России от 27.11.2020 № 522, в отличие от согласованного проекта Приказа Минтранса России, способ направления Росморречфлотом в адрес заявителя решения о возврате документов на доработку, информации о подтверждении даты, времени и места проведения тренировочных учений, информации о подтверждении новых даты, времени и места проведения тренировочных учений, и иной информации почтовым отправлением неизбежно увеличит срок проведения тренировочных учений. Данная норма отсутствовала как Порядке проведения тренировочных учений, утвержденных Приказом Минтранса России от 24.04.2018г. N 161, так и в редакциях проекта Порядка проведения тренировочных учений, поступивших от Минтранса России на рассмотрение в рабочую группу и в Подкомиссию, её появление противоречит принципам «регуляторной гильотины» (см. пункт 3 в сочетании с пунктами 8, 10 – 12, 17 – 18 Порядка), так как в согласованном Подкомиссией проекте приказа Минтранса России было указано, что все уведомления совершаются посредством электронных сообщений;

- в подпункте 1 пункта 15 Порядка Приказа Минтранса России от 27.11.2020 г. № 522 неверно указана ссылка, что может привести к проблемам при применении данной нормы.

Примечательно также, что Приказ Минтранса России от 27.11.2020 г. № 522 утвержден  27.11.2020 г., т. е. задолго до обсуждения проекта Приказа Минтранса России на Подкомиссии 16.12.2020 г. Причем Приказ Минтранса России от 27.11.2020 г. № 522 подписан  исполняющим обязанности Министра транспорта, тогда как в направленном 21.12.2020г. после доработки в соответствии с решением Подкомиссии на повторное рассмотрение рабочей группы по регуляторной гильотине в сфере водного транспорта проекте Приказа Минтранса России указан Министр транспорта (см. Приложение № 8). Все это дополнительно указывает, что в Минюст России из Минтранса России для регистрации в нарушение установленного порядка направлена редакция приказа значительно отличающаяся от окончательно согласованной как рабочей группой, так и Подкомиссией.

В связи с изложенным, Ассоциация обратилась к Председателю Правительства Российской Федерации с предложением поручить провести мероприятия по внесению изменений и дополнений в вышеуказанные нормативные правовые акты в соответствии с закрепленными в ходе согласительных совещаний рабочей группы по реализации механизма регуляторной гильотины в сфере водного транспорта с Минтрансом России и утвержденными решениями Подкомиссии замечаниями и предложениями рабочей группы, обеспечивающими исключение законодательно закрепленных избыточных и дублирующих обязательных требований к субъектам предпринимательской деятельности на водном транспорте (см. Приложение № 10).

Подобное обращение к отвечающему за проведение административной реформы по реализации механизма регуляторной гильотины Заместителю Председателя Правительства Российской Федерации, Руководителю аппарата Правительства Российской Федерации Д. Ю. Григоренко сделано также рабочей группой по реализации механизма регуляторной гильотины в сфере водного транспорта, членом которой является председатель Совета Ассоциации (см. Приложение № 11).

  1. Постановление Правительства РФ «Об организации предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации».

Рабочей группой по регуляторной гильотине в сфере водного транспорта был рассмотрен (см. Протокол № РГДС 47-РГ/АК от 11.12.2020 г., Приложение № 12) и после проведения ряда согласительных совещаний с участием Минтранса России, в соответствии с решением принятом Подкомиссией по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы (см. п. 2 Протокола заседания Подкомиссии № 48 от 23.12.2020 г., Приложение № 13), согласован проект Постановления Правительства РФ, разработанный Минтрансом России на смену Постановлению Правительства РФ от 14 ноября 2014 года № 1189 «Об организации предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации».

При этом представленный на рассмотрение рабочей группой на смену Постановлению Правительства РФ № 1189 от 14 ноября 2014 года  проект Постановления Правительства РФ содержал требующие дополнительной конкретизации и избыточные, содержащие коррупциогенные факторы, обязательные требования.

В результате, в доработанной с учетом замечаний и предложений членов рабочей группы от экспертного и делового сообщества редакции проекта Постановления Правительства РФ  (см. Приложение № 14), с учетом решения Подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы, поддержавшей рабочую группу по несогласованным с Минтрансом замечаниям (Приложение № 13), были учтены практически все принципиальные замечания от бизнеса, в том числе:

- из согласованного рабочей группой проекта Постановления Правительства РФ (Правила…) исключено содержащееся в постановлении Правительства РФ № 1189 от 14 ноября 2014 года положение о необходимости проведения для эксплуатирующих организаций, осуществляющих погрузо-разгрузочную деятельность с нефтепродуктами (включая бункеровку судов) дополнительно к тренировочным учениям и комплексных учений (в течение месяца) после  утверждения плана ЛРН, которое являлось избыточным и влекло для эксплуатирующих организаций необоснованные дополнительные затраты;

- из согласованного рабочей группой проекта Постановления Правительства РФ (Правила…) исключено содержащееся в постановлении Правительства РФ № 1189 от 14 ноября 2014 года положение о необходимости проведения для эксплуатирующих организаций после утверждения плана ЛРН комплексных учений с периодичностью раз в три года;

- согласованный рабочей группой проект Постановления Правительства РФ дополнен положением, в соответствии с которым «комплексные учения по подтверждению готовности эксплуатирующей организации к действиям по локализации и ликвидации максимально возможного объема разлива нефти и нефтепродуктов перед утверждением Плана ЛРН организаций, осуществляющих деятельность по перевалке нефти и нефтепродуктов, бункеровке (заправке) судов с использованием специализированных судов, предназначенных для бункеровки (судов-бункеровщиков), во внутренних морских водах и территориальном море, не проводятся» (см. абз. 2 пункта 5 Правил);

- согласованный рабочей группой проект Постановления Правительства РФ дополнен положением, в соответствии с которым изменение прилагаемых к плану ЛРН документов (в том числе о создании в эксплуатирующей организации и/или привлечении на договорной основе аварийно-спасательных служб (формирований) для обеспечения мероприятий Плана ЛРН, а также об из аттестации) не является основанием для переутверждения Плана ЛРН (см. посл. абз. пункта 2.1 Правил), во избежание предъявления необоснованного требования о проведении комплексных, либо тренировочных учений по формальным поводам, например при замене оказывающих услуги эксплуатирующим организациям аварийно-спасательных служб (формирований);

- подпункт «ж» пункта 3 Правил согласованного рабочей группой проекта Постановления Правительства РФ дополнен положением, в соответствии с которым  «в случае использования в качестве склада (накопителя) стационарно закреплённых в соответствие с проектной документацией: нефтеналивных самоходных и несамоходных судов, нефтеналивных барж максимальные расчетные объемы разливов нефти и нефтепродуктов принимаются в соответствие подпунктами а) и б)», которое позволит существенно уменьшить максимальные расчетные объемы разливов нефти и нефтепродуктов при разработке Планов ЛРН для таких объектов.

- в согласованном рабочей группой проекте Постановления Правительства РФ, по настоянию рабочей группы поддержанному решением Подкомиссии исключено содержащееся в исходной редакции проекта постановления Правительства РФ новое обязательное требование, в соответствии с которым эксплуатирующим организациям при разработке Плана ЛРН вменялась обязанность в максимальных расчетных объемах разливов нефти и нефтепродуктов учитывать 100 процентов топливного танка максимального объема на судах, использующих для работы двигателей жидкое углеводородное топливо (см. подпункт «в» пункта 3 Правил);

- в согласованном рабочей группой проекте Постановления Правительства РФ по настоянию рабочей группы поддержанному решением Подкомиссии исключено содержащееся в исходной редакции проекта Постановления Правительства РФ заведомо избыточное, практически невыполнимое и влекущее беспрецедентное необоснованное финансовое бремя новое обязательное требование, в соответствии с которым организациям, эксплуатирующим морские нефтяные терминалы, причалы в морском порту, выносные причальные устройства и внутриобъектовые трубопроводы, при разработке Плана ЛРН вменялась обязанность учитывать в максимальных расчетных объемах разливов нефти и нефтепродуктов максимальные объемы разливов, указанные в подпунктах «а» и «б» пункта 3 Правил для обслуживаемых судов и барж (см. подпункт «д» пункта 3 Правил), при этом решением Подкомиссии поддержана позиция рабочей группы об изложении этого подпункта в редакции Постановления Правительства РФ № 1189 от 14 ноября 2014 года, а именно – «д) морские нефтяные терминалы, причалы в морском порту, выносные причальные устройства, внутриобъектовые трубопроводы - 100 процентов объема нефти и (или) нефтепродуктов при максимальной прокачке за время, необходимое на остановку прокачки по нормативно-технической документации и закрытие задвижек на поврежденном участке;».

Однако, в изданном взамен Постановления Правительства РФ от 14 ноября 2014 года № 1189  Постановлении Правительства РФ от 30 декабря 2020 года № 2366 «Об организации предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» (см. Приложение № 15) отсутствует согласованное рабочей группой с Минтрансом России и закрепленное решением Подкомиссии принципиально важное положение, в соответствии с которым изменение прилагаемых к плану ЛРН документов (в том числе о создании в эксплуатирующей организации и/или привлечении на договорной основе аварийно-спасательных служб (формирований) для обеспечения мероприятий Плана ЛРН, а также об из аттестации) не является основанием для переутверждения Плана ЛРН (см. посл. абз. пункта 2.1 Правил,Приложение № 14), вследствие чего с появлением нового обязательного требования об обязательном приложении к Плану ЛРН указанных дополнительных документов не только ухудшается положение хозяйствующих субъектов, так как ни в Постановлении Правительства РФ от 14 ноября 2014 года № 1189, ни в иных нормативных правовых актах такого требования не было, но и создаются также условия для предъявления новых избыточных требований по проведению дополнительных дорогостоящих учений (как тренировочных, так и комплексных) при внесении изменений в указанные прилагаемые к Плану ЛРН документы, что прямо противоречит целям и задачам регуляторной гильотины и создает дополнительные предпосылки для коррупционных проявлений.

В связи с изложенным, Ассоциация обратилась к Председателю Правительства РФ с предложением поручить провести мероприятия по внесению изменений и дополнений в вышеуказанные нормативные правовые акты в соответствии с закрепленными в ходе согласительных совещаний рабочей группы по реализации механизма регуляторной гильотины в сфере водного транспорта с Минтрансом России и утвержденными решениями Подкомиссии замечаниями и предложениями рабочей группы, обеспечивающими исключение законодательно закрепленных избыточных и дублирующих обязательных требований к субъектам предпринимательской деятельности на водном транспорте (см. Приложение № 10).

Подобное обращение к отвечающему за проведение административной реформы по реализации механизма регуляторной гильотины Заместителю Председателя Правительства Российской Федерации, Руководителю аппарата Правительства Российской Федерации Д. Ю. Григоренко сделано также рабочей группой по реализации механизма регуляторной гильотины в сфере водного транспорта, членом которой является председатель Совета Ассоциации (см. Приложение № 11).

  1. Приказ Минтранса России «Об утверждении Порядка предоставления капитану судна права осуществлять плавание без лоцмана в районах обязательной лоцманской проводки судов».

Рабочей группой по регуляторной гильотине в сфере водного транспорта был рассмотрен и после проведения ряда согласительных совещаний с участием Минтранса России согласован проект приказа Минтранса России «Об утверждении Порядка предоставления капитану судна права осуществлять плавание без лоцмана в районах обязательной лоцманской проводки судов» (см. Приложение № 16).

В действующем приказе Минтранса России от 20.09.2016 г. № 270 «Об утверждении Порядка предоставления капитану судна права осуществлять плавание без лоцмана в районах обязательной лоцманской проводки судов», вместо которого представлен рассматриваемый проект приказа, было установлено требование о предоставлении капитану судна права плавания без лоцмана только при наличии у него стажа работы не менее трех лет в данной должности, которое было практически невыполнимо для судов портового флота (не относящихся к категории судов, освобождаемых от обязательной лоцманской проводки, и осуществляющих операции по обслуживанию и снабжению судов, находящихся в акватории порта), данным требованием устанавливалось непреодолимое ограничение при получении должности капитана для работающих старших помощников капитана указанных судов.

В результате, в согласованным проекте приказа Минтранса России и в изданном на его основе приказе Минтранса России от 06.11.2020 г. № 466, которым утвержден «Порядок предоставления капитану судна права осуществлять плавание без лоцмана в районах обязательной лоцманской проводки судов», указанное избыточное требование было смягчено и также были смягчены иные обязательные требования, содержащиеся в отмененном в результате регуляторной гильотины приказе Минтранса России от 20.09.2016 г. № 270, в том числе:

-  пп. 1 п. 4 приказа Минтранса России от 06.11.2020 г. № 466 дополнен положением, предоставляющим капитанам судов портового флота (не относящихся к категории судов, освобождаемых от обязательной лоцманской проводки, и осуществляющих операции по обслуживанию и снабжению судов, находящихся в акватории порта) право плавания без лоцмана, при условии наличия стажа работы - не менее 6 месяцев в должности капитана судна;

- в пп. 2 п. 4 приказа Минтранса России от 06.11.2020 г. № 466 смягчены как требование о минимальном количестве судозаходов за последние 12 месяцев, достаточном для предоставления капитанам судов права осуществлять плавание без лоцмана в районах обязательной лоцманской проводки судов, с 18 судозаходов до 12, так и требование о продолжительности работы за последние 12 месяцев в должности капитана судна в районе обязательной лоцманской проводки судов на судне, осуществляющем операции по обслуживанию и снабжению судов, находящихся в акватории морского порта, и (или) объектов инфраструктуры морского порта (судов портового флота) с «в течении четырех месяцев» до  «в течении 3 месяцев».

Таким образом, указанные изменения законодательстваа позволят без ущерба для безопасности сократить расходы компаний, эксплуатирующих суда портового флота, в том числе и суда-бункеровщики.

  1. Постановление Правительства РФ о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах.

Рабочей группой по регуляторной гильотине в сфере водного транспорта был рассмотрен и после проведения ряда согласительных совещаний с участием Минтранса России согласован проект Постановления Правительства РФ и в результате было издано Постановление Правительства РФ от 04 декабря 2020 г. № 2027, которым утверждено Положение о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах (см. Приложение № 17).

При этом Ассоциация, через представителя в рабочей группе по регуляторной гильотине в сфере водного транспорта, всегда последовательно выступала за отмену лицензирования в отношении деятельности по бункеровке судов и эта позиция Ассоциации была поддержана всеми отраслевыми объединениями, чьи представители также являются членами рабочей группе по регуляторной гильотине в сфере водного транспорта.

В результате, из п. 3 Положения о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах (Постановление Правительства РФ от 04 декабря 2020 г. № 2027) из подлежащей лицензированию погрузочно-разгрузочной деятельности исключены « операции по бункеровке, паузке судна, а также разгрузка судна в аварийной ситуации ».

Таким образом, с 01.01.2021 г. при осуществлении операций по бункеровке, паузке судна, а также разгрузки судна в аварийной ситуации на внутреннем водном транспорте и в морских портах лицензия на погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам не требуется. При этом следует иметь ввиду, что срок действия Постановления Правительства РФ от 04 декабря 2020г. № 2027 – до 01.07.2021 г. и по истечении этого срока будет издано новое Постановление Правительства РФ, которое также станет предметом рассмотрения и согласования рабочей группой по регуляторной гильотине в сфере водного транспорта. Таким образом, с 01.01.2021 г. при осуществлении операций по бункеровке, паузке судна, а также разгрузки судна в аварийной ситуации на внутреннем водном транспорте и в морских портах лицензия на погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам не требуется.

При этом следует иметь ввиду, что срок действия Постановления Правительства РФ от 04 декабря 2020г. № 2027 – до 01.07.2021 г. и по истечении этого срока будет издано новое Постановление Правительства РФ, проект которого также недавно стал предметом рассмотрения и согласования рабочей группой по регуляторной гильотине в сфере водного транспорта.

При этом важно отметить, что и в согласованном рабочей группой проекте нового Положения о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах, также из подлежащей лицензированию погрузочно-разгрузочной деятельности исключены « операции по бункеровке, паузке судна, а также разгрузка судна в аварийной ситуации », а срок действия данного постановления продлен до 1 января 2027 года (указанный проект Постановления правительства РФ и протоколы заседаний рабочей группы части делового сообщества и в полном составе, см. Приложение № 18).

  1. Проекты федеральных законов о внесении изменений в КТМ РФ и другие законодательные акты (в части регулирования перевалки (перегрузки) грузов с судна на судно за пределами акваторий морских портов) и о внесении изменений в КоАП РФ.

Рабочей группой по регуляторной гильотине в сфере водного транспорта были рассмотрены и после проведения ряда согласительных совещаний с участием Минтранса России согласованы с учетом замечаний членов рабочей группы от экспертного и делового сообщества проекты Федеральных законов  о внесении изменений в КТМ РФ и другие законодательные акты (в части регулирования перевалки (перегрузки) грузов с судна на судно за пределами акваторий морских портов) и о внесении изменений в КоАП РФ (см. п. II Протокола № РГДС 52-РГ/АК от 14-15.01.2020 г.,  см. Приложение № 19).

При этом следует отметить, что сфера действия представленных Минтрансом России на рассмотрение рабочей группы по регуляторной гильотине в сфере водного транспорта указанных проектов федеральных законов (см. Приложение № 20) изначально распространялась на осуществляемую за пределами акваторий морских портов бункеровку судов, а устанавливаемое регулирование осуществления погрузочно-разгрузочных операций с судна на судно в пределах исключительной экономической зоны только с разрешения капитана близлежащего морского порта прямо противоречило положениям международных конвенций, к которым присоединилась Российская Федерация, предусматривающим уведомительный порядок.

В результате доработки позиция Ассоциации о недопустимости предлагаемого регулирования в отношении бункеровки судов была поддержана и из сферы действия согласованных с учетом замечаний членов рабочей группы от экспертного и делового сообщества проектов указанных федеральных законов исключена бункеровка судов и ряд иных оказываемых судовладельцам услуг, а разрешительный порядок осуществления погрузочно-разгрузочных операций с судна на судно в исключительной экономической зоне заменен на уведомительный, как это предусмотрено положениями международных конвенций, к которым присоединилась Российская Федерация (см. Приложение № 21).

  1. Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части саморегулирования деятельности по бункеровке судов».

На рассмотрение рабочей группы по реализации механизма регуляторной гильотины в сфере водного транспорта Ассоциацией представлен проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части саморегулирования деятельности по бункеровке судов», который в 2015 году был разработан по инициативе и с непосредственным участием членов Ассоциации во исполнение принятого членами Ассоциации решения о целесообразности законодательного закрепления обязательного саморегулирования деятельности по бункеровке судов с одновременной отменой применительно к бункеровке судов требования о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности и перевозки применительно к опасным грузам (нефтепродуктам) в морских портах и на внутренних водных путях (см. Законопроект, пояснительная записка и финансово-экономическое обоснование к нему, Приложение № 22).

В 2016 году Законопроект вносился на рассмотрение Государственной Думы РФ VI созыва группой разделяющих обоснованность инициативы членов Ассоциации депутатов, но в силу формальных бюрократических причин его рассмотрение было отложено и позже в связи с переизбранием депутатского корпуса продолжено не было. При этом в настоящее время появилась новая возможность исполнения указанного решения членов Ассоциации в рамках реализации Правительством РФ, по поручению Президента РФ, механизма «регуляторной гильотины» в отношении норм действующего законодательства, принципам, целям и задачам которой полностью соответствует Законопроект.

На состоявшемся 13.11.2020 г. заседании рабочей группы по реализации механизма регуляторной гильотины в сфере водного транспорта Законопроект был единогласно согласован членами рабочей группы (см. п. IV прилагаемого Протокола № РГДС 39-РГ/АК от 13.11.2020 г. Приложение № 23), что позволит Ассоциации, с учетом поддержки представителей основных для морского и внутреннего водного транспорта видов деятельности, обратиться в профильный комитет Государственной Думы РФ и в Минтранс России с предложением поддержать Законопроект.

Важно также отметить, что и члены рабочей группы по реализации механизма регуляторной гильотины в сфере водного транспорта от государственных органов также в целом поддержали указанный проект федерального закона (см. копии соответствующих бюллетеней, Приложение № 24).

  1. Общие изменения в законодательстве в результате реализации механизма регуляторной гильотины.

С 01.11.2020 г. вступил в силу Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации», ставший важным элементом нормативно-правовой основы регуляторной гильотины.

В соответствии с частями 1, 2, 3 статьи 15 Федерального закона об обязательных требованиях в Российской Федерации, независимо от того, признаны ли утратившими силу, не действующими на территории Российской Федерации или отменены ли нормативные правовые акты содержащие обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора) с 1 января 2021 года при осуществлении государственного контроля (надзора) не допускается оценка соблюдения обязательных требований, содержащихся в указанных актах, если они вступили в силу до 1 января 2020 года, а также несоблюдение требований, содержащихся в указанных актах, с 1 января 2021 года не может являться основанием для привлечения к административной ответственности.

Вместе с тем, в соответствии с частью 4 статьи 15 Федерального закона об обязательных требованиях в Российской Федерации, Правительство Российской Федерации вправе определить перечень нормативных правовых актов либо групп нормативных правовых актов, в отношении которых положения частей 1, 2 и 3 статьи 15  Федерального закона об обязательных требованиях в Российской Федерации не применяются.

Правительством Российской Федерации, в соответствии с частью 4 статьи 15 Федерального закона об обязательных требованиях в Российской Федерации, было издано Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 г. N 2467 «Об утверждении перечня нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов, отдельных положений нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, правовых актов, отдельных положений правовых актов, групп правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, решений Государственной комиссии по радиочастотам, содержащих обязательные требования, в отношении которых не применяются положения частей 1, 2 и 3 статьи 15 Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"», которым на определенные сроки (вплоть до середины 2020 года) пролонгировано действие части нормативных правовых актов, имеющих по мнению регулятора важное значение для отрасли, но до 1 января 2021 года по разным причинам не переизданных.

С учетом изложенного, содержащиеся в не переизданных в ходе регуляторной гильотины и отсутствующих в утвержденном Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 г. N 2467 перечне нормативных правовых актов обязательные требования не могут с 1 января 2021 года быть предметом оценки при осуществлении государственного контроля (надзора) и их невыполнение не может являться основанием для привлечения к административной ответственности.

Примером имеющих непосредственное отношение к регулированию деятельности по бункеровке судов нормативных правовых актов, которые не были переизданы в ходе регуляторной гильотины и не включены в утвержденный Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 г. N2467 перечень, а следовательно содержащиеся в них требования с 1 января 2021 года утратили свою обязательность, являются:

- Приказ Минтранса РФ от 29 апреля 2009 г. N 68 «Об утверждении Правил оказания услуг по организации перегрузки грузов с судна на судно» (практика применением положений которого характеризуется предъявлением избыточных, а в некоторых портах невыполнимых, требований);

- Приказ Министерства транспорта РФ от 30 мая 2019 г. N 157 «Об утверждении Положения о функциональной подсистеме организации работ по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в море с судов и объектов независимо от их ведомственной и национальной принадлежности» (в соответствии с пунктом 19 которого, применение сил и средств функциональной подсистемы осуществляется на основе соответствующих планов предупреждения и ЛРН, при этом планы предупреждения и ЛРН эксплуатирующих организаций и судоходных компаний (объектовые планы) должны учитывать возможные разливы с обслуживаемых и бункеруемых судов);

Таким образом, в дальнейшей деятельности следует учитывать данное обстоятельство, так как уже сейчас не сложно предположить, что при последующем правоприменении по инерции, а возможно и с учетом недостаточной информированности представителей бизнеса о таких законодательных изменениях, правоприменитель вряд ли сразу откажется от предъявления потерявших с 1 января 2021 года обязательность требований, содержащихся в указанных нормативных правовых актах.

Приложение:

  1. Постановление Правительства РФ от 26.10.2020 г. № 1742;
  2. Протокол № РГДС 25-РГ/АК-ВКС от 28.08.2020 г.;
  3. Проект приказа Минтранса России (о требованиях к составу сил и средствпостоянной готовности для ЛРН) ;
  4. Согласованный Проект приказа (о требованиях к составу сил и средств постоянной готовности для ЛРН);
  5. Протокол № РГДС 33-РГ/АК от 09.10.2020 г.;
  6. Протокол заседания Подкомиссии № 47 от 16.12.2020 г.;
  7. Проект приказа о Порядке проведения тренировочных учений перед утверждением плана ЛРН (05.10.2020 г. после доработки);
  8. Проект приказа о Порядке проведения тренировочных учений передутверждением плана ЛРН (18.10.2020 г. после решения Подкомиссии);
  9. Приказ Минтранса России от 27.11.2020 г. № 522 (о Порядке проведения тренировочных учений перед утверждением плана ЛРН);
  10. Обращение Ассоциации к Председателю Правительства Российской Федерации;
  11. Обращение Рабочей группы к Заместителю Председателя Правительства Российской Федерации, Руководителю аппарата Правительства Российской Федерации Д. Ю. Григоренко;
  12. Протокол № РГДС 47-РГ/АК от 11.12.2020 г.;
  13. Протокол заседания Подкомиссии № 48 от 23.12.2020 г.;
  14. Доработанный с учетом замечаний Рабочей группы и решения Подкомиссии проект Постановления Правительства РФ (Об организации предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов…);
  15. Постановление Правительства РФ от 30.12.2020 г. № 2366 (Об организации ЛРН…);
  16. Проект Приказа Минтранса России (Порядок предоставления капитану судна права плавание без лоцмана в районах обязательной лоцманской проводки судов);
  17. Постановление Правительства РФ от 04.12.2020 г. № 2027;
  18. Согласованный Проект Постановления Правительства РФ о внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 04.12.2020 г. № 2027 и протоколы заседаний рабочей группы части делового сообщества и в полном составе;   
  19. Протокол № РГДС 52-РГ/АК от 14-15.10.2021 г.;
  20. Проекты федеральных законов (о регулировании перевалки (перегрузки) грузов с судна на судно за пределами акваторий морских портов и о внесении изменений в КоАП РФ);
  21. Согласованные Проекты федеральных законов (о регулировании перевалки(перегрузки) грузов с судна на судно за пределами акваторий морских портов и о внесении изменений в КоАП РФ);
  22. Проект федерального закона о саморегулировании деятельности по бункеровке судов, пояснительная записка и финансово-экономическое обоснование к нему;
  23. Протокол № РГДС 39-РГ/АК от 13.11.2020 г.;
  24. Бюллетени голосования членов Рабочей группы от государственных       органов;
Image
Image
Image

© 2005-2020 Российская Ассоциация Морских и Речных Бункеровщиков. Разработка сайтов веб-студия «Орион»